Форум "В Керчи"

Всё о городе-герое Керчи.
Текущее время: 19 май 2024, 11:11
Керчь


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Русская Джоконда
СообщениеСообщение добавлено...: 16 дек 2013, 20:45 
Не в сети
Хранитель Форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2010, 17:53
Сообщений: 10857
Откуда: КЕРЧЬ
Благодарил (а): 2490 раз.
Поблагодарили: 8288 раз.
Пункты репутации: 146
Русская Джоконда


Есть Большая история – о ней пишут в учебниках. Великие события, крупные деятели культуры, памятные даты и прочие перевороты составляют её текст. Есть другая история – частная, личная, потаённая. Но именно она определяет судьбы, страсти и часто поступки известных людей в Большой истории, которые объясняют интриги и сюжеты исторических спектаклей на мировой сцене. Потому даже небольшой частный портрет, выставленный в музее на обозрение публики, может вызывать не просто интерес, а бурное обсуждение: на холсте Екатерина Долгорукая? Эта та, что могла бы при определённых обстоятельствах стать российской императрицей?

Изображение

1922 год. В Ницце на 78 году жизни скончалась женщина, всеми на родине забытая. Русская аристократка княгиня Юрьевская, морганатическая супруга императора Александра II. По прямой линии – наследница древнего рода Рюриковичей, в девичестве – Екатерина Михайловна Долгорукая. Ну и что, мало ли русских аристократок нашло вечный покой за пределами России и похоронено на православных погостах по всей Европе? Много, конечно. Но эта женщина все же заслуживает особого внимания в связи с теми фактами ее биографии, которые поведала миру известный искусствовед Ирина Чижова.


Её все знают в лицо!

Лик княгини Юрьевской был знаком каждому россиянину, хотя многие и не догадывались, как зовут красавицу с картины и кто она по положению. Репродукции ее портрета, в свое время вырезанные из советского журнала «Огонёк», украшали стены квартир и молодежных общежитий; фотофрагменты картины смотрели с коробок конфет и прочих мелочей «галантерейного качества». Она иллюстрировала блоковские стихи в образе «незнакомки». И по-прежнему ее портрет висит в стенах Третьяковской галереи среди прочих шедевров Ивана Крамского. Уже догадались? По популярности в России «Неизвестная» Крамского едва ли не самый манящий эталон неземной красоты и чистоты – русская Джоконда, разгадать загадку которой пытались многие.

Персона нон грата

Когда в 1883 году мэтр художников-передвижников Иван Крамской выставил этот портрет на 11-й выставке Творищества передвижников, вдруг разгорелся скандал. Странно, ведь с нынешней точки зрения картина выглядит абсолютно невинно. И что в ней могло вызвать возмущение передовой русской интеллигенции? Изображена всего лишь дама, сидящая в открытом экипаже. Да, она роскошно одета и словно сошла с модной картинки своего времени. Эта шикарная женщина, имеющая явно немалые средства, чтобы быть не просто благополучной, но смелой и независимой, чтобы несколько свысока смотреть на публику вокруг себя.
Однако скандальным был в то время сам факт появления дамы без имени среди прочих «своих» портретов выставки: людей с именами – деятелей культуры и науки; или «идейных» полотен с героями – простыми гражданами-тружениками (крестьянами, купцами, студентами). Портрет так и остался единственным примером подобного изображения. Неподписанный лик публика выставки почему-то сразу «записала» в дорогие содержанки-куртизанки. Ее даже не захотели рассматривать как «светскую львицу» – новомодное в русской культуре явление. Что-то в этом образе настораживало. Он словно художественно отображал два классических литературных типа русской литературы второй половины XIX века.
Кто? Настасья Филипповна Достоевского («Идиот») или Анна Каренина Толстого? Содержанка, осмелившаяся подняться духовно над своим положением падшей женщины, или аристократка, спустившаяся с высоты своего социального положения? Образ сродни обеим: в нем видна свобода, независимость, гордость женщины наступившего времени перемен и в то же время есть что-то удивительно простодушное, оставшееся в характере русской женщины прошлого.
Современники неожиданно увидели в образе своеобразную вульгарность, то есть излишнюю чувственность, не вязавшуюся с представлениями о светской даме. Если согласиться с доводами Ирины Чижовой, то Крамской просто очень точно, на уровне творческого обобщения, уловил положение, в котором оказалась княгиня Екатерина Долгорукая, многолетняя содержанка императора Александра II, мать четверых его незаконнорожденных детей, так и не вступившая на трон в роли императрицы Екатерины III.

То в фаворе, то в миноре

Содержать любовницу в высшем свете столицы Российской империи XIX века считалось хорошим тоном. Но чаще всего это были красавицы балерины. Многие великие князья из династии Романовых, нисколько не считаясь с законными женами, на протяжении многих лет практически открыто имели вторую семью. У Великого князя Николая Николаевича (брата Александра) роль второй жены исполняла известная балерина Екатерина Числова. Родила князю четверых детей. Князь Константин Николаевич жил с балериной Анной Кузнецовой, родившей ему пятерых детей. Носить фамилию Романовых дети, по понятным причинам, не имели права. Однако заботливые отцы не оставили отпрысков без своего внимания. Все они получили дворянское достоинство: первая семья носила титул и фамилию Николаевы; вторая – Князевы. Примеры можно продолжать.
Екатерину Долгорукую назвать просто куртизанкой, язык не поворачивается. Она была могущественной аристократкой – фавориткой императора. Судьба фавориток часто была замешана на романтических основаниях – чувствах, игре случая. Так целый ряд событий в императорской семье роковым образом сказался на отношениях царственных особ.
Венчание Александра II на русский императорский престол случилось в 1856 году. Ему исполнилось уже 38 лет. В соборе он сам возложил на голову коленопреклоненной жены Марии Александровны маленькую корону. В этот момент грянул пушечный залп. Императрица вздрогнула, корона упала. Она подняла ее и пробормотала: «Это знак того, что я недолго проношу ее». И ошиблась, корону ей пришлось носить целых 25 лет. Но недоброе предзнаменование сказалось все же в том, что через девять лет она похоронила любимейшего сына – наследника престола Николая (всего она родила восемь детей). Мария Александровна погрузилась в скорбь, особенно после того, как царь через год утешился от общего горя, влюбившись в молодую женщину (младше его на 27 лет), и в качестве супруга к императрице больше никогда не вернулся.
На первых порах Александр скрывал свою страсть. Однако молодая фаворитка была самого знатного происхождения и к тому же русская, чем он очень гордился. Влюбленные никогда не разлучались (разве что на период русско-турецкой войны). Царь стал подумывать о легализации отношений, пообещав любовнице, что после смерти жены сделает ее императрицей. Мария Александровна была больна чахоткой, но, несмотря на все муки, выпавшие на ее долю, решила жить вопреки диагнозу. Дело в том, что Екатерина Долгорукая родила императору сына Георгия, который в случае ее коронования мог стать наследником престола. И больная женщина жила, сохраняя право на престол для своего сына Александра. После ее смерти и вскрытия тела, врачи были потрясены силой ее духа. Как при таком поражении дыхательных органов, несовместимых с жизнью, можно было жить?
Изображение


Но что же портрет? Император Александр старел. Ему было уже за шестьдесят. А его любимая Катенька и после рождения детей находилась в полном блеске своей красоты. Она так долго ждала обещанного воцарения, ее так долго не признавала семья Александра, что ее существование тоже было далеко от идеального. (Хотя в последние годы жизни Александра она жила в Зимнем дворце, и ее покои находились прямо над комнатами Марии Александровны, этажом выше). Долгорукой хотелось царить и в искусстве, а не только в сердце государя. Потому император и решил заказать ее портрет одному из самых популярных художников того времени – Ивану Крамскому (он уже писал портреты его детей от первого брака). Екатерина пожелала быть изображенной в коляске, едущей по Невскому. Она хотела выглядеть гордой и независимой на фоне Аничкового дворца, где проживал наследник престола Александр Александрович с семьей.
Долгорукая позировала Крамскому урывками, и художник вынужден был приглашать других натурщиц. Это и вводит искусствоведов в замешательство: портрет написан с использованием эскизов и набросков с разных женщин. Работа тянулась долго. Крамской искал обобщения, и портрет отдалялся от оригинала все дальше.
И все равно изображенная очень похожа на сохранившиеся фотографии княгини.
Не выдержав положенного срока траура (после смерти первой жены), Александр II обвенчался с Долгорукой (уже получившей от него для себя и детей новый титул – светлейшей княгини Юрьевской, в честь Юрия Долгорукова). Через год в апреле 1881 года ожидалась коронация. Но рок и тут «помог» скончавшейся Марии Александровне. 1 марта император был убит террористами.

«Неизвестная»

Официальный наследник Александр III вступил на престол. Долгорукую-Юрьевскую с детьми тут же выслали из страны. После смерти заказчика про портрет никто и не вспомнил. Крамскому словно развязали руки. Изображение наконец было завершено, приобретя те идеальные формы, которыми все и восторгаются. Прошло еще два года, прежде чем художник решился выставить портрет «Неизвест­ной» для обозрения. Про княгиню давно забыли, но г-н Третьяков, купивший картину для коллекции, еще долго держал ее в запасниках. Зачем рисковать, вдруг кто-нибудь узнает неизвестную?
Ирина Чижова нашла подтверждение своей гипотезы, что портрет написан с княгини Долгорукой, еще в одном факте: «…И вдруг в одном журнале мне встретилась репродукция с картины Литовченко с изображением Александра II на маневрах. Рядом с ним сидит его морганатическая супруга, и на ней такой же костюм и шляпка, как на портрете у Крамского».
Кто-то скажет: «Не все ли равно, кто изображен на портрете? Ее красота уже стала символом». Мне же кажется, что имя многое объясняет в изображении. «Биография» делает красоту понятной, земной – и от этого очень трогательной.

_________________
Какой-нибудь предок мой был — скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Русская Джоконда
СообщениеСообщение добавлено...: 17 дек 2013, 08:10 
Почему-то приведен портрет царя Александра 3-го, хотя ему здесь делать особо нечего. Похоже, автор публикации не очень разбирается в царских портретах и перепутал 3-го со 2-м.
Что до "Неизвестной".. Она, конечно, среди тех картин, по которым можно принадлежность к нации определять. В том же ряду "Мишки в лесу", "Охотники на привале", "Три богатыря".
Узнаешь эти картины? Ну, значит, какой ни есть, а свой человек.
Хотя, сама по себе картина.. ну я не знаю, что уж в ней такого. Ничего, прямо сказать, особенного и даже вызывает законную классовую неприязнь. Сидит вся из себя дама в богатом экипаже, а трудовой народ в это время ютится в вонючих подвалах и перебивается с хлеба на квас.
Да и какая там она дама. Девка совсем молодая с довольно цыганистой внешностью. Может, тогда это было модно?
Но людям нравилось. Вешали эту Неизвестную миллионы трудящихся женщин на стенку своих комнат в коммунальных квартирах на 10 семей, и, когда-никогда взгляд попадал на картинку, вздыхали среди своих повседневных бед и нужды: все-таки есть они, счастливые бабы, у которых жизнь красивая.. И измученные души их маленечко отпускало.


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения: Русская Джоконда
СообщениеСообщение добавлено...: 17 дек 2013, 12:38 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 сен 2013, 17:22
Сообщений: 623
Благодарил (а): 122 раз.
Поблагодарили: 45 раз.
Пункты репутации: 5
Так можно подумать что в Европе картины вообще рабочие вешали в своих имениях. Там такие же коммуналки и трущобы и похлеще, куда туристов не водят.

_________________
Я и моя команда, молодая.... делаем что-то важное
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Русская Джоконда
СообщениеСообщение добавлено...: 17 дек 2013, 13:51 
putin писал(а):
Так можно подумать что в Европе картины вообще рабочие вешали в своих имениях. Там такие же коммуналки и трущобы и похлеще, куда туристов не водят.

Похоже на то, что вас тут, товарищи, просто заклинило на Европе, другой темы у вас нет. Казалось бы, речь идет о шедевре русской живописи, а и сюда какую-то Европу приплели. И далась же она вам, чтобы без конца про нее вспоминать. Ну её.
Но, между прочим, коммуналок и трущоб там как бы нет. Хорошо живут, гады. За счет эксплуатации народов, не вошедших в золотой миллиард. И чистоту соблюдают, так что плюнуть в сущности некуда. А если случается им насорить по пьяни, сразу же за ними убирают представители тех самых народов, не вошедших в золотой миллиард.
Что европейские рабочие вешают на стенах - этого я не знаю, врать не стану. Но точно не "Неизвестную", потому что у них не продается журнал "Огонек". Вообще они сильно от нас отстают в своем культурном развитии, а также ихнюю довольно низкую высокодуховность с нашей и не сравнить. Мы куда высокодуховнее, я бы сказал - в разы.


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения: Русская Джоконда
СообщениеСообщение добавлено...: 17 дек 2013, 17:55 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 сен 2013, 17:22
Сообщений: 623
Благодарил (а): 122 раз.
Поблагодарили: 45 раз.
Пункты репутации: 5
Водолей писал(а):
трущоб там как бы нет.

Хорошо там где нас нет.
Париж
ИзображениеИзображение
Берлин
ИзображениеИзображение
Бухарест
ИзображениеИзображение
Нью-ЙоркИзображениеИзображение

Везде есть богатые и бедные. В пределах одной страны культурность и цивилизовнность населения может отличаться даже по населенным пунктам.

_________________
Я и моя команда, молодая.... делаем что-то важное
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Русская Джоконда
СообщениеСообщение добавлено...: 17 дек 2013, 18:47 
Не в сети
Хранитель Форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2010, 17:53
Сообщений: 10857
Откуда: КЕРЧЬ
Благодарил (а): 2490 раз.
Поблагодарили: 8288 раз.
Пункты репутации: 146
Водолей писал(а):
Почему-то приведен портрет царя Александра 3-го, хотя ему здесь делать особо нечего. Похоже, автор публикации не очень разбирается в царских портретах и перепутал 3-го со 2-м.
Что до "Неизвестной".. Она, конечно, среди тех картин, по которым можно принадлежность к нации определять. В том же ряду "Мишки в лесу", "Охотники на привале", "Три богатыря".
Узнаешь эти картины? Ну, значит, какой ни есть, а свой человек.
Хотя, сама по себе картина.. ну я не знаю, что уж в ней такого. Ничего, прямо сказать, особенного и даже вызывает законную классовую неприязнь. Сидит вся из себя дама в богатом экипаже, а трудовой народ в это время ютится в вонючих подвалах и перебивается с хлеба на квас.
Да и какая там она дама. Девка совсем молодая с довольно цыганистой внешностью. Может, тогда это было модно?
Но людям нравилось. Вешали эту Неизвестную миллионы трудящихся женщин на стенку своих комнат в коммунальных квартирах на 10 семей, и, когда-никогда взгляд попадал на картинку, вздыхали среди своих повседневных бед и нужды: все-таки есть они, счастливые бабы, у которых жизнь красивая.. И измученные души их маленечко отпускало.

потому что::: аффтар лох-:тупо скопипастила
а сам текст принадлежит : Наталья Зограбян, фото: Bild-press.

она мне("Незнакомка") тоже не очень--висела прибитой в туалете на Эксплонадной ,удобста на улице были.что было таки не очень удобно,а тут ещё она на тебя с высока смотрит...прибила бы,хотя она и так прибита гвоздями...
а вообще, зря ты так, ведь красивая же тётка))

_________________
Какой-нибудь предок мой был — скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Русская Джоконда
СообщениеСообщение добавлено...: 17 дек 2013, 20:13 
Не в сети
Хранитель Форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2010, 17:31
Сообщений: 29570
Благодарил (а): 9558 раз.
Поблагодарили: 6898 раз.
Пункты репутации: 114
А мне очень нравится эта работа Крамского. Молодая симпатичная женщина смотрит на зрителя свысока холодным взглядом, исполненным спокойного достоинства. Ощущение, что она погружена в собственные мысли, и хотя её взгляд обращён к нам, нас она не видит, в её глазах нет ни малейшей искорки интереса. Видимо каждый человек сталкивался с подобным взглядом, он рождает у зрителя ассоциативный ряд воспоминаний. "Всегда надменна красота..." (с)
Очень тонко и достоверно выписаны детали одежды, замечательная воздушная перспектива. Я пытался копировать эту работу, но , как я ни бился над ней, получалась пародия. Переход света и тени на лице настолько мягкий, что уловить его было очень сложно. Вобщем, помучившись пару недель, понял. что одного старания мало и оставил как есть. :)

Изображение



За это сообщение автора putnik поблагодарил: РЫЖАЯ
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Русская Джоконда
СообщениеСообщение добавлено...: 19 дек 2013, 11:51 
РЫЖАЯ писал(а):
потому что::: аффтар лох-:тупо скопипастила
а сам текст принадлежит : Наталья Зограбян, фото: Bild-press.

она мне("Незнакомка") тоже не очень--висела прибитой в туалете на Эксплонадной ,удобста на улице были.что было таки не очень удобно,а тут ещё она на тебя с высока смотрит...прибила бы,хотя она и так прибита гвоздями...
а вообще, зря ты так, ведь красивая же тётка))

Ничего обидного для картины нет, если репродукция висит в уборной. Наоборот, это знак широкого народного признания.

По-моему, у Путника тетка получилась лучше, чем у Крамского. По крайней мере меньше нахальства во взгляде.


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения: Русская Джоконда
СообщениеСообщение добавлено...: 19 дек 2013, 13:36 
Не в сети
Хранитель Форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2010, 17:31
Сообщений: 29570
Благодарил (а): 9558 раз.
Поблагодарили: 6898 раз.
Пункты репутации: 114
Водолей писал(а):
По-моему, у Путника тетка получилась лучше, чем у Крамского. По крайней мере меньше нахальства во взгляде.

Она у меня вобще не получилась. Удивительно, что ты усмотрел нахальство, я его там не вижу абсолютно.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Тех.поддержка форума
Top.Mail.Ru